From us

Page

Сайт "Городские истории о странной любви…" - наша творческая часть. Прекрасные новеллы, которые не оставят равнодушными тех, кто открыт для чувств и не стесняется быть живым.


пятница, 4 декабря 2015 г.

Родители = святое?

"Главные враги в жизни человека всегда были его родители!"

J.Lewis

Не устаю задаваться вопросом: почему матери и отцы не осознают своего влияния на своих собственных детей? Какой силы может быть это воздействие? Насколько глубоко можно ранить или воодушевить ребенка всего лишь словом? Даже не хочу затрагивать тему физического наказания, побоев, жестокого обращения, а только «лишь» слова – вербальное общение, говоря более строгим языком. Именно эти слова могут стать пулемётной очередью по сознанию ребенка, его мышлению и эмоциональному состоянию, настроению.
Примеры, если быть внимательным, можно увидеть буквально на каждом шагу. Маленькая девочка, около полутора лет, сходит с асфальтовой дорожки, там только сошёл снег, ещё переполненная влагой земля и торчит жухлая прошлогодняя трава. Она осторожно наступает, с любопытством разглядывая, что у неё под ногами. И тут раздражённо-строгий голос отца:
- Что ты делаешь? Ты чё? Не понимаешь, что это грязь? – резко подхватывает её на руки и запихивает в коляску, что-то бурча под нос.
У меня на языке вертелся вопрос: а ты понимаешь? Ты понимаешь, что для неё это исследование, она этого не видела никогда и не знает что это такое?
Мальчику лет семь, он настолько переполнен восторженными эмоциями, раскраснелся, глаза горят и никак не может рассказать матери, что же он увидел на выставке. Мать оглядывая его, одёргивает:
- Что ты мямлишь? Говори чётко, позорит тут меня перед всеми.
Уверены, дорогая мамаша, что он вас позорит?
В парке две мамы с детьми разных возрастов. Старший, которому около  двенадцати, уткнулся в смартфон, то и дело сопит носом (явно насморк) и наконец восклицает:
- Вот я нашёл. Мам, помнишь я тебе говорил…
- Сопли подотри, - бросает на ходу мама и продолжает разговор с подругой.
Как думаете, с какой долей вероятности можно предположить хорошие взаимоотношения между ними?
Безусловно, родители тоже люди. Также подвержены смене настроений, воздействию среды, несут в себе ошибки своих родителей, однако это не может быть оправданием. Это скорее задача, с которой нужно справиться, поскольку они взрослые и решились пойти на важнейший шаг в жизни любого оранического существа - родить ребенка.  Взрослость предполагает изучение и взвешенный подход и к самому себе и к потомству. Правда это отдельная тема.
Вернусь к основной мысли. Ранящими могут быть не только слова, но взгляды, позы, жесты родителей, интонации. Наверняка видели выражение презрения или осуждения на лицах многих матерей? А своей матери? Если так, то каково вам было после такого?
Родитель – абсолютная константа для ребенка, образец, который не подвергается сомнению. Задача малыша, приходящего в этот мир – учится. И он это делает открыто, жадно впитывая всё, что есть вокруг. Он уязвим в своей доверчивости, но иначе он не вырастет, ему это необходимо. Где-то прочитала интересную мысль, что ребенок переполнен эмоциями или скорее он сам есть эмоция. Вот и представьте: эмоциональный сгусток или просто ходячая эмоция. И как родитель воздействует на эту хрупкость и податливость? «Ты дебил!» «Я ж тебе тыщу раз говорила! Ты что, тупой, что запомнить не можешь?» «Все нормальные, а ты полудурок какой-то!» Есть и помягче, конечно: «Ну, почему ты такой рассеянный/ленивый/капризный/несносный?» Список можно продлять до бесконечности, но может стоит наконец задуматься над своими словами и действиями? Запомните, каждое слово как снаряд выпущенный снайпером, попадает в цель. А эффект от этого попадания может быть весьма отдалённым по времени. Нерешительность, застенчивость, неверие в себя, отрицание себя и своих возможностей, излишняя самокритичность или ещё более сильное – самоедство, агрессия, подавленность – это небольшая часть от таких ранений. А ведь некоторые формы могут переходить в стресс, невротические состояния, депрессию, наркоманию и нездоровую тягу к насилию. Это ведь может стоить кому-то здоровья, и даже жизни!
Естественно, что на человека влияют множество причин, но осмелюсь предположить, что основой тому становится этот самый родительский "расстрел". Он становится фундаментом личности, вот таким вот шатким и зыбким, поскольку то, что туда понапихали родители никак не претендует на надёжность и уверенность конструкции личности в целом.
Безусловно также и то, что ребенку необходимы дисциплина и контроль. «Неандертальцы», так называет детей в своей книге "Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок" Владимир Леви. «Маленькие орангутаны» – восклицает Екатерина Мурашова в книге "Лечить или любить". «Надо признать дети это дикие звери» - говорит Келли Макгонигал в своей работе "Сила воли. Как развить и укрепить". И да, они правы, но вы уверены, что «врубая» дисциплину, её необходимо прививать как скоту? Люди ведут себя как зверята лишь в период своей незрелости, и по преодолении пубертатного периода, эволюционируют в настоящие личности, людей! И дрессировка не способна воспитать настоящего человека, она лишь порождает послушное животное. Думаю, как раз упомянутые книги дадут вам развёрнутый ответ и он не будет в пользу родительского расстрельного воспитания. Также хочу упомянуть ещё пару: "Как по настоящему любить своего ребенка" Кемпбелла Росса в которой разжёвывается, что прежде надо любить и уважать своего отпрыска и только затем надзор с дисциплиной и потрясающую – Януша Корчака "Как любить ребенка", она уже стала классикой.
Ещё же есть до боли простой пример: поставьте себя на место собственного ребенка. Послушайте, всё то, что вы говорите… себе! Идиот, придурок, уйди с глаз, чтоб я тебя не видел… наверное, неприятно? А теперь представьте, что вам пять-шесть лет. Над вами нависает фигура матери или отца, в два раза вас больше с искажённым от злости или презрения лицом. Тут уже страх, не правда ли? Так задумайтесь, что вы передаёте своим детям? Может стоит наконец отменить эти репрессии и агонию личности вашего ребенка? Он не умрёт, конечно. И физически будет выглядеть вполне нормально, но каково его сознание? Его психика? Способен ли он будет полюбить себя, чтобы развиваться, быть творческим, интеллектуальным, осуществлять свои мечты, здоровые амбиции, реализовывать себя как настоящего человека?
По самопознанию, саморегуляции очень много выпущено книг, некоторые из них просто прекрасны и действительно помогают уже выросшим детям, ныне взрослым – найти причины и исправить своё мироощущение. Но только задумайтесь, насколько бы им было легче, если бы они не подвергались родительскому расстрелу слов, поз, жестов?.. Учиться всегда легче, чем переучиваться. Это правило неизменно.
И напоследок, небольшая информация, почёрпнутая в разных источниках и подтверждённая исследованиями и экспериментами. Мозг человека (конкретнее, лобные доли) довольно молодая структура и сознательная – творческая и интеллектуальная его деятельность – также молоды. Чувства же и эмоции более «древняя» часть  мозга человека и потому имеет мощное воздействие. Нас может «захлестнуть» или «накрыть» ими и тогда, буквально, прерывается интеллектуальная деятельность нашего мозга. Мы не можем думать, а тем более рационально и конструктивно мыслить и даже творить в таком состоянии.

А теперь вспомним, что ребенок – это эмоция. Наорав на него, вы действительно уверены, что он понял? Ответ очевиден, подобные методы донесения полезной информации ничем иным, как садизмом и моральным насилием по отношению к ребенку не являются.